Loading...

Налоговый орган в ходе проведения проверки обязан представить доказательства нереальности сделок, совершенных налогоплательщиком с контрагентом, а утверждения налогового органа относительно подписания документов неустановленным лицом со стороны контрагента налогоплательщика не могут приниматься во внимание

Федеральным законом от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, 16.08.2017 г. ФНС России опубликовано письмо № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 г. №163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которое обязательно к применению налоговыми органами всех уровней на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ с 19.08.2017 г. введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой:
1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчётности налогоплательщика.
2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога.
Следовательно, несмотря на то, что норма статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 19.08.2017 г., она с учетом положений пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации имеет обратную силу и должна применяться налоговыми органами, поскольку устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика.
Согласно пункту 4 статьи 140 Кодекса документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 Кодекса, или вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
Пунктом 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что из положений статей 88, 89, 100, 101, 139 Кодекса следует, что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный довод также подтверждается Письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление). При применении пункта 78 Постановления следует учитывать, что представлять дополнительные доказательства возможно, если они получены с соблюдением закона и судебные расходы не будут отнесены на налоговый орган, если существует уважительная причина не ознакомления с ними налогоплательщика на всех стадиях осуществления налогового контроля.
По общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора.
Как указывает ФНС России в письме от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», в делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды мероприятия налогового контроля должны проводиться в рамках предпроверочного анализа, камеральных и выездных налоговых проверок.

Признание права собственности на квартиру в ЖК «Альбатрос»

Юристами нашей компании успешно представлены интересы доверителя – участника долевого строительства по договору, заключенному с ООО «Самарагорстрой» (новый застройщик –

Читать далее
ПДД: запасаемся жилетками

До 18 марта 2018года водителям нужно приобрести куртку, жилетку или жилет-накидку со световозвращающими полосами. Вступят в силу новые правила ПДД,

Читать далее
Налоговые проверки станут короче и реже

Сроки камеральных проверок ФНС хотят сократить с трех месяцев до одного. Также ограничат права налоговиков на повторные выездные проверки. Законодатели

Читать далее

У вас есть вопросы?


Спасибо

Ваша заявка отправлена.

Неправильно заполнены поля